Aret (aret) wrote,
Aret
aret

Category:
  • Mood:

Шведская парта.

"Если хотите воспитать ленивого ребёнка, заставляйте его делать скучные вещи".

Михаил Литвак

В школе я получила золотую медаль, но физику, географию, физкультуру и еще ряд предметов либо ненавидела, либо презирала. Где-то это было связано с преподавателями, где-то - просто со складом ума. И уже тогда я на какой-то бумажке набрасывала проект реформы образования, где хотя бы старшеклассникам, хотя бы в некоем объеме предоставлена была бы свобода выбора в посещении уроков. Плюсов мне тогда виделась масса - и узнать интересного можно было бы больше, и в институт поступить легче, и всякий отстой типа учителей-садистов и зануд отсеялся бы сам собой, к ним просто никто не ходил бы.

А что касается "не будут знать основ" - так правило буравчика я и сейчас не знаю. Хуже, я даже митоз с мейозом забыла, хотя они мне интересны были страсть как.

Сейчас я работаю в системе образования. В моей школе идея выбора минимально реализована - у нас есть основные предметы и факультативы, список факультативов ученик выбирает сам (хотя в началке обычно все же родители, в лучшем случае - ребенок вместе с родителями). Другой вопрос, что от 6 часов английского деткам никуда не деться. Хотя уже сейчас можно с уверенностью сказать, что как минимум каждого десятого от этой муки стоило бы освободить, пусть лучше к логопеду ходят. И мерзкая-мерзкая хореография, которую ведет редкая сука - эээ - дама, которая не любит детей, стоит в основных предметах. Дети плачут, но танцуют. Впрочем, это решаемо - можно написать заявление директору и от "хоряги" освободят решением сверху. Благо, школа частная, желание клиента - закон. А за английским, собственно, в нашу школу идут, поэтому по данному пункту вообще вопросов нет.

Но это все стихи. Вопрос в другом. Попытка представить систему, где ребенок (окей, подросток) выбирает не только факультативы, а и основные предметы, вызывает у меня чувство полной беспомощности. Получается, индивидуальное обучение. А при чем тут школа? Вот как они работают в этой "Школе самоопределения"? Все равно ведь классно-урочная система. Проверенная временем. Никуда не деться. "Обучение в начальной школе ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе." Написать, разумеется, можно что угодно. "Так он говорит, что шесть раз за ночь может! - Ну и вы говорите!" У нас тоже гарантируют индивидуальный подход к каждому ученику. Нет-нет, он у нас определенно "индивидуальнее", чем в обычной школе. Но это все равно классно-урочная система.

"Начальная школа может быть здесь трех-, четырех- и пятилетней. Это зависит от решения учителей. Обучение счету и письму ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе. Сама структура учебного дня тоже варьируется. Решение - что будем делать сегодня - принимается голосованием, в котором участвуют и учитель, и ученики." Страшно интересно. Судя по возрасту школы - довольно эффективно. И совершенно непонятно. "Начиная с девятого класса они должны определиться и изучать те предметы, которые, по их мнению, понадобятся им для поступления в вуз и для жизни." Как, как выглядит расписание этой школы до 9 класса? Как они умудряются собрать учеников в класс в 9м? Ведь у всех уже совершенно разный объем знаний? (А, нет, не умудряются. Все равно каждый по индивидуальной программе) У меня есть ужасное чувство, что не придя туда работать, этого не понять. Вот еще цитата из статьи об этой школе: "В конце пребывания в школе начинаю понимать, почему мне трудно сформулировать для себя ее суть. Потому, что она напоминает трансформер: все постоянно меняется, подстраивается под интересы детей и учителей." А ведь под все интересы не подстроиться.

Нет, работать туда я не пойду. Зарплата там - к гадалке не ходи - будет меньше, люди за интерес и вдохновение работают. И система погружения меня не слишком вдохновляет - неделя английского, а потом несколько недель - без? Даже если в этом время я не сижу без уроков, скажем, учу другой класс (но как? классов же нет? индивидуальная программа? а сколько человек в параллели?)... Но английский же так быстро забывается, даже после выходных ребята приходят, подзабыв преизрядно... Мне нравится работать постоянно и постепенно и все-таки с классом, а не с отдельными учениками. В частности, поэтому я не репетитор. Но все-таки интересно, как оно работает ;-) В общем, живи я на Первомайской... Чем черт не шутит.

Здесь - спорная, во многом неприятная, но осмысленная статья, по поводу которой все эти мысли. Насчет "в темпе самого тупого ученика в классе" - это он загнул, конечно. Но и не самого быстрого, надо признать. Помнится, мне в школе было чудовищно скучно на большинстве предметов. В началке - так точно. А потом я научилась лениться. Ну и с тем, что общения между детьми в школе час, готова поспорить. На хороших уроках класс общается (и на плохих - тоже, записочки, шу-шу, то-се).

Здесь - интервью с директором "Школы самоопределения". Интересный дядька. "Демократически воспитанный человек — это не тот, который делает то, чего хочет, а тот, который может сам ставить себе границы. Границы хорошего и плохого, границы поведения в разных ситуациях, границы между знанием и незнанием. В этом смысле мы понимаем и термин “самоопределение” — умение ставить себе пределы" (С)

Здесь - статья про школу. Ну и сам сайт у школы приятный очень.

А вот еще вопрос, для повышения замеса. Если бы у вас такая школа была рядом с домом (упростим задачу), вы бы отдали туда детей/пошли бы работать? Почему?
Tags: up the down staircase, сцылки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments