Суфражистки - это банды хулиганок. Их главой была мать Сильвии – Эммелин, кадровая сотрудница английской тайной полиции. К 1900 году стало ясно, что избирательные права женщинам надо давать. Серьёзных припятствий для этого не было, для английских высших классов участие женщин в политической жизни было традиционно. Однако англичане опасались, что женская МАССА, в силу своей неразвитости, будет инспирироваться Германией. Поэтому Эммелин Панкхёрст было поручено всячески дискредитировать участие женщин в политике. И почтенная миловидная вдова, образованный человек, мать пятерых детей, пустилась во все тяжкие. Началось с избиения лорда Грея (кстати, либерала) на встрече с избирателями. Панкхёрст с воплем "бей, его, бабы!" стала лупить лорда зонтиком (вещь по тем временам увесистая), в потасовку включились дочери, потом началась общая свалка. Грей был сильно избит, Панкхёрст получила чёрный пиар. И понеслось. Хулиганки переворачивали урны, поджигали почтовые ящики. Обыватели стали вызывать полицию. Тогда суфражистки додумались перекусывать телефонные и телеграфные провода. Думаю, офицер-гестаповец посоветовал. А вот плескаться кислотой – ход мысли женский. Особенно доставалось музеям, однажды суфражистки разгромили ботанический сад, где погибла редкая коллекция орхидей. Эффект понравился и они стали выжигать кислотой клумбы и площадки для гольфа. Потом подожгли старинную церковь (вот вам прерафаэлиты говённые). Любили бить стёкла в витринах. Кидание булыжниками дополнялось дракой с кастетами – удачный ход. Всё-таки масса дамского кулачка небольшая, на родине бокса особенно не разгуляешься. Но кастеты стали во время арестов квалифицировать как холодное оружие. Тогда руководство суфражисток посоветовало изучать товаркам джиу-джитцу. Кажется это была мысль именно Сильвии, которая отличалась от матери в сторону ещё большего радикализма.
Вони от суфражисток было много, а вреда особого – нет. Ну например изуродовали картину послерафаэлита Веласкеса, хулиганку задержали, она заявила "я искалечила самую красивую женщину древности в знак того, что наше правительство калечит самую прекрасную женщину современности" (Эммелин старела, старость объяснялась репрессиями правительства). Лозунг у них был хороший: "Женщинам – избирательное право, мужчинам – целомудрие!" Детский сад. А результат на лице: деятельность Эммелин Панкхёрст затормозила предоставление избирательных прав женщинам лет на 15. Для сравнения:
Новая Зеландия – права предоставлены в 1893 (первый случай в мире)
Австралия - 1902
Англия – 1918 (т.е. когда вопрос с Германией был решён).
Можно конечно сказать, что Панкхёрст это политическая случайность, "баба сошла с ума" или её использовали в тёмную. Сказать-то конечно можно, но есть в истории момент истины. Истина открывается в миг броска тигра, когда наступает прямое костоломство. Тут уж не до маскировки. Маски сброшены, началось месилово.
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началася война.
Что делает Панкхёрст в 1914 году? Человек постоянно заявлял, что основной враг суфражисток – правительство, восторгался ирландским сопротивлением, призывал к гражданскому неповиновению, ненавидел монархию (одна из активисток погибла, бросившись под копыта королевской лошади). Тут бы и оттянуться анархисткам, воткнуть нож в спину. Что же сделала Панкхёрст? Правильно: запела "а ну-ка девушки, а ну красавицы". Пошли вопли: "всё для фронта, всё дя победы", "заменим мужей у доменных печей", "да здравствует движение многостаночниц". Денег на агитацию выделили немеряно (хорошо бы сравнить заходы с советскими 30-ми – плакаты, "Паша Ангелина". По трафарету ведь действовали). Впрочем деньги у суфражисток были всегда. До сих пор историки пиара изучают постановку дела: значки, открытки, речёвки, лекции, концерты, митинги – всё дорогое и добротное.
Но это ещё не всё. Женское движение использовалось англичанами не только в целях консолидации государства. Была у него и другая задача, не менее важная – подрывная работа на континенте. С этой целью и использовалась дочурка Сильвия. Эта орала пацифистские лозунги (слышные только за пределами Соединённого Королевства), в 1919 году поехала в Германию, где участвовала в создании западноевропейского Бюро Коминтерна, затем стала одной из осоновательниц КПВ. Характерно, что Ленин в "Детской болезни левизны" критиковал Панкхёрст за излишний экстремизм и советовал ей учиться у... Ллойд-Джоржа.
Д.Галковский