Aret (aret) wrote,
Aret
aret

Жером Бель. Вероник Дуано.

Еще один фильм про балет (фильм-балет?). Удивительно трогательный, без пафоса, красивый, как акварельная картинка.



"На сцену выходит танцовщица. Она в репетиционной одежде, в руках у нее пачка и балетки. Она произносит: «Здравствуйте, меня зовут Вероник Дуано. Я замужем, у меня двое детей — шести и двенадцати лет. Мне 42 года, и через 8 дней я выйду на пенсию. Сегодня мой последний спектакль в Парижской опере».

Хореограф Жером Бель относится к направлению французского современного танца, возникшему в 1980–90-е годы, представители которого называют себя словом «не-танец» — non-danсe. Эти хореографы — кроме Беля это в первую очередь Ксавье Ле Руа и Борис Шармац — продолжают искать новые темы и новые способы высказывания. Беля интересует не столько танец (и то впе­чатление, которое он должен произвести на зрителя), сколько жизнь и чувства того, кто этот танец исполняет, в первую очередь если это не звезда, а человек, который обычно танцем скрыт.

Вероник Дуано в самом деле была артисткой Парижской оперы, и в 2004 году она и правда собиралась на пенсию. Последний день работы этуаль (то есть балерины, оказавшейся на вершине жесткой иерархии Парижской националь­ной оперы) всегда ознаменовывается прощальным спектаклем, трогательным ритуалом расставания артиста с поклонниками — обычно финальные поклоны в таких случаях длятся столько же, сколько само представление. Но Вероник Дуано не стала этуаль, она танцевала в кордебалете, и ее последний выход на сцену, поставленный Белем, — это документальный спектакль, в котором она рассказывает о своей собственной жизни обычной артистки балета («Думаю, я была недостаточно талантливой и слишком слабой физически»). Она перечисляет, что любила и не любила танцевать, чему научилась у Мерса Каннингема, какие слова Нуреева запомнила, о каких партиях мечтала; гово­рит, каково это — практически неподвижно стоять во втором акте «Лебединого озера» в роли «живой декорации»; просит включить музыку Чайковского и показывает, как выглядит эта неподвижная партия на пустой сцене. Свое любимое трио теней из «Баядерки» она танцует, напевая сама себе под нос, а затем медленно меняет пуанты на балетки и в тишине танцует фрагмент из хореографии Каннингема. В самом конце Дуано говорит: «Я люблю апло­дисменты и поклоны — такие, или такие, или даже такие», — собирает свои вещи и уходит со сцены."

Фильм идет всего полчаса, и это прекрасные полчаса. Вероник такая искренняя, она держится на сцене легко, как в гостиной, не рисуется и не заигрывает с публикой, завораживают эти сдержанные эмоции и отточенные движения... А любителей Матс Эка в середине фильма ждет сюрприз. Кроме того, Вероник говорит по-французски очень четко, довольно медленно, и это было отдельное удовольствие - понимать ее, почти не заглядывая в субтитры.

Рекомендую от души. На ютубе этот спектакль в 4 отрывках, качество ниочинь, но какое есть.
Tags: кино, так-тянет-танцевать
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments